Пояснительная записка Учебный план основной образовательной программы дошкольного образования (далее ООП ДО) Муниципального казенного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 5 «Ёлочка» (далее – ДОУ) разработан в соответствии с нормативными правовыми документами: Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29.12.2012г.; Федеральным законом от 24.09.2022 № 371-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»; Приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 25.11.2022 № 1028 «Об утверждении ФОП ДО»; Методическими рекомендациями по реализации ФОП ДО, утвержденными Министерством просвещения Российской Федерации от 07.03.2023 года; Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 17.10.2013 № 1155; Письмом Министерства образования и науки Российской Федерации Минобрнауки России) Департамента общего образования 28 февраля 2014г. № 08-249 «Комментарии к ФГОС дошкольного образования». Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 30.06.2020 N 16 «Об утверждении санитарноэпидемиологических правил СП 3.1/2.4.3598-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации работы образовательных организаций и других объектов социальной инфраструктуры для детей и молодежи в условиях распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19)»; Санитарными правилами и нормами СанПин СП 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания», утвержденными постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.02.2021 № 2; Уставом МКДОУ «Детский сад № 5 «Ёлочка». Структура учебного плана включает обязательную часть, составляющую не менее 60% от общего объема и часть, формируемая участниками образовательных отношений, не более 40%, отводимого на освоение ООП ДО. Учебный план ДОУ на 2024 – 2025 учебный год является локальным нормативным актом, устанавливающим перечень образовательных областей и объём учебного времени, отводимого на проведение занятий, при этом данное распределение не является жестко регламентированным и предусматривает возможность варьирования и интеграции с учетом интересов детей. Учебный план обеспечивает комплексное развитие детей в пяти взаимодополняющих образовательных областях: «Социально-коммуникативное развитие»; «Познавательное развитие»; «Речевое развитие»; «Художественно-эстетическое развитие»; «Физическое развитие». Каждая образовательная область включает в себя следующие структурные единицы: 1. Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие» направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия ребенка с взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в Организации; формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества; формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе. 2. Образовательная область «Познавательное развитие» предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.), о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира. 3. Образовательная область «Речевое развитие» включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте. 4. Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие» предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.) 5. Образовательная область «Физическое развитие» включает приобретение опыта в следующих видах деятельности детей: двигательной, в том числе связанной с выполнением упражнений, направленных на развитие таких физических качеств, как координация и гибкость; способствующих правильному формированию опорно-двигательной системы организма, развитию равновесия, координации движения, крупной и мелкой моторики обеих рук, а также с правильным, не наносящем ущерба организму выполнением основных движений (ходьба, бег, мягкие прыжки, повороты в обе стороны), формирование начальных представлений о некоторых видах спорта, овладение подвижными играми с правилами; становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере; становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и др). Воспитательно-образовательный процесс построен с учетом контингента воспитанников, их индивидуальных и возрастных особенностей, социального заказа родителей. Максимальный объём нагрузки детей во время образовательной деятельности соответствует требованиям государственного образовательного стандарта. Организованная образовательная деятельность проводится с воспитанниками с сентября по май. В середине года (январь) для детей организовываются недельные каникулы. В летний период организованная образовательная деятельность не проводится (проводятся музыкальные мероприятия, спортивные и подвижные игры, спортивные праздники, экскурсии, а также увеличивается продолжительность прогулок). Распределение учебной нагрузки Образовательная область Образовательная область «Физическое развитие» Используемые программы и технологии 2-3 3-4 4-5 5-6 6-7 Развитие движений Региональная программа «Будь здоров, дошкольник!» «Технология физического развития», Т.Э. Токаева 2 - - - - Физическая культура Технология Л.И. Пензулаевой «Физическое развитие в детском саду» - 2,5 2,5 2,5 2,5 Здоровый образ жизни Безопасность: Учебное пособие по основам безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста, Авдеева Н.Н., Князева О.Л, Стеркина Р.Б.. - 0,5 0,5 0.5 0.5 Ознакомление с окружающим миром ФОП ДО 1 1 1 1 1 Математическое развитие ФОП ДО 1 1 2 2 2 ФОП ДО 2 1 1 1 1 Обучение грамоте «Обучение грамоте детей дошкольного возраста», Н.В Нищева - - - 1 1 Образовательная область «Социально коммуникативное развитие» Социальнокоммуникативное развитие ФОП ДО - 0,3 0,3 0,5 0,5 Образовательная программа дошкольного образования «СамоЦвет»: дошкольный возраст / О.А.Трофимова, О.В.Толстикова и др. - 0,2 0.2 0,5 Образовательная область «Художественно - Рисование ФОП ДО 1 1 1 1 Дополнительная программа кружка «3d-ручка» - - Образовательная область «Познавательное развитие» Образовательная область Развитие речи «Речевое развитие» эстетическое развитие» - 0,5 1 - 1 Лепка ФОП ДО 1 0,5 0,5 0,5 0,5 Конструирование (аппликация, ручной труд, конструирование) Конструирование и художественный труд в детском саду, Л.В. Куцакова - 0,5 0,5 0,5 0,5 Дополнительная программа кружка «Lego - конструирование - - - 1 - Музыкальное развитие ФОП ДО Программа музыкального воспитания «Ладушки», И.А. Новоскольцева, И.М. Каплунова 1 1,5 1,5 1,5 1,5 1 10 0,5 9,3 + 1,2 0,5 10,3 + 1,2 0,5 11,5 + 2,5 0,5 11,5 + 2,5 Всего часов в неделю Требования к организации образовательного процесса Показатель 1 Начало занятий, не ранее Окончание занятий, не позднее Организация, возраст 2 все возрастные группы при реализации образовательных программ дошкольного образования при реализации дополнительных образовательных программ, до 7 лет деятельности кружков (студий), спортивных секций Перерыв между последним занятием и началом дополнительных занятий, не менее Норматив 3 8:00 17:00 19:30 20 мин Продолжительность занятия для детей дошкольного возраста, не более от 1,5 до 3 лет от 3 до 4 лет от 4 до 5 лет от 5 до 6 лет от 6 до 7 лет 10 мин 15 мин 20 мин 25 мин 30 мин Продолжительность дневной суммарной образовательной нагрузки для детей дошкольного возраста, не более от 1,5 до 3 лет от 3 до 4 лет от 4 до 5 лет от 5 до 6 лет 20 мин 30 мин 40 мин 50 мин или 75 мин при организации 1 занятия после дневного сна 90 мин от 6 до 7 лет