Пояснительная записка
Учебный план основной образовательной программы дошкольного образования (далее ООП ДО) Муниципального казенного
дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 5 «Ёлочка» (далее – ДОУ) разработан в соответствии с нормативными правовыми
документами:
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29.12.2012г.;
Федеральным законом от 24.09.2022 № 371-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской
Федерации»;
Приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 25.11.2022 № 1028 «Об утверждении ФОП ДО»;
Методическими рекомендациями по реализации ФОП ДО, утвержденными Министерством просвещения Российской
Федерации от 07.03.2023 года;
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, утвержденный приказом Министерства
образования и науки РФ от 17.10.2013 № 1155;
Письмом Министерства образования и науки Российской Федерации Минобрнауки России) Департамента общего образования
28 февраля 2014г. № 08-249 «Комментарии к ФГОС дошкольного образования».
Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 30.06.2020 N 16 «Об утверждении санитарноэпидемиологических правил СП 3.1/2.4.3598-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации
работы образовательных организаций и других объектов социальной инфраструктуры для детей и молодежи в условиях распространения
новой коронавирусной инфекции (COVID-19)»;
Санитарными правилами и нормами СанПин СП 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению
безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания», утвержденными постановлением Главного государственного
санитарного врача Российской Федерации от 28.02.2021 № 2;
Уставом МКДОУ «Детский сад № 5 «Ёлочка».
Структура учебного плана включает обязательную часть, составляющую не менее 60% от общего объема и часть, формируемая
участниками образовательных отношений, не более 40%, отводимого на освоение ООП ДО.
Учебный план ДОУ на 2024 – 2025 учебный год является локальным нормативным актом, устанавливающим перечень образовательных
областей и объём учебного времени, отводимого на проведение занятий, при этом данное распределение не является жестко
регламентированным и предусматривает возможность варьирования и интеграции с учетом интересов детей.
Учебный план обеспечивает комплексное развитие детей в пяти взаимодополняющих образовательных областях:
«Социально-коммуникативное развитие»;
«Познавательное развитие»;
«Речевое развитие»;
«Художественно-эстетическое развитие»;
«Физическое развитие».
Каждая образовательная область включает в себя следующие структурные единицы:
1. Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие» направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в
обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия ребенка с взрослыми и сверстниками;
становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие социального и эмоционального
интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками,
формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в Организации;
формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества; формирование основ безопасного поведения в быту, социуме,
природе.
2. Образовательная область «Познавательное развитие» предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной
мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование
первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме,
цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и
следствиях и др.), о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и
праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира.
3. Образовательная область «Речевое развитие» включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного
словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие
звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на
слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки
обучения грамоте.
4. Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие» предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового
восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы; становление эстетического
отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной
литературы, фольклора; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной
творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.)
5. Образовательная область «Физическое развитие» включает приобретение опыта в следующих видах деятельности детей:
двигательной, в том числе связанной с выполнением упражнений, направленных на развитие таких физических качеств, как координация и
гибкость; способствующих правильному формированию опорно-двигательной системы организма, развитию равновесия, координации
движения, крупной и мелкой моторики обеих рук, а также с правильным, не наносящем ущерба организму выполнением основных движений
(ходьба, бег, мягкие прыжки, повороты в обе стороны), формирование начальных представлений о некоторых видах спорта, овладение
подвижными играми с правилами; становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере; становление ценностей здорового
образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании
полезных привычек и др).
Воспитательно-образовательный процесс построен с учетом контингента воспитанников, их индивидуальных и возрастных особенностей,
социального заказа родителей.
Максимальный объём нагрузки детей во время образовательной деятельности соответствует требованиям государственного
образовательного стандарта. Организованная образовательная деятельность проводится с воспитанниками с сентября по май. В середине
года (январь) для детей организовываются недельные каникулы.
В летний период организованная образовательная деятельность не проводится (проводятся музыкальные мероприятия, спортивные и
подвижные игры, спортивные праздники, экскурсии, а также увеличивается продолжительность прогулок).
Распределение учебной нагрузки
Образовательная область
Образовательная область
«Физическое развитие»
Используемые программы и технологии
2-3
3-4
4-5
5-6
6-7
Развитие движений
Региональная программа «Будь здоров, дошкольник!»
«Технология физического развития», Т.Э. Токаева
2
-
-
-
-
Физическая культура
Технология Л.И. Пензулаевой «Физическое развитие в детском
саду»
-
2,5
2,5
2,5
2,5
Здоровый образ
жизни
Безопасность: Учебное пособие по основам безопасности
жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста,
Авдеева Н.Н., Князева О.Л, Стеркина Р.Б..
-
0,5
0,5
0.5
0.5
Ознакомление с
окружающим миром
ФОП ДО
1
1
1
1
1
Математическое
развитие
ФОП ДО
1
1
2
2
2
ФОП ДО
2
1
1
1
1
Обучение грамоте
«Обучение грамоте детей дошкольного возраста», Н.В Нищева
-
-
-
1
1
Образовательная область
«Социально коммуникативное
развитие»
Социальнокоммуникативное
развитие
ФОП ДО
-
0,3
0,3
0,5
0,5
Образовательная программа дошкольного образования
«СамоЦвет»: дошкольный возраст / О.А.Трофимова,
О.В.Толстикова и др.
-
0,2
0.2
0,5
Образовательная область
«Художественно -
Рисование
ФОП ДО
1
1
1
1
Дополнительная программа кружка «3d-ручка»
-
-
Образовательная область
«Познавательное
развитие»
Образовательная область Развитие речи
«Речевое развитие»
эстетическое развитие»
-
0,5
1
-
1
Лепка
ФОП ДО
1
0,5
0,5
0,5
0,5
Конструирование
(аппликация, ручной
труд,
конструирование)
Конструирование и художественный труд в детском саду, Л.В.
Куцакова
-
0,5
0,5
0,5
0,5
Дополнительная программа кружка «Lego - конструирование
-
-
-
1
-
Музыкальное
развитие
ФОП ДО
Программа музыкального воспитания «Ладушки», И.А.
Новоскольцева, И.М. Каплунова
1
1,5
1,5
1,5
1,5
1
10
0,5
9,3 + 1,2
0,5
10,3 + 1,2
0,5
11,5 + 2,5
0,5
11,5 + 2,5
Всего часов в неделю
Требования к организации образовательного процесса
Показатель
1
Начало занятий, не ранее
Окончание занятий, не позднее
Организация, возраст
2
все возрастные группы
при реализации образовательных программ дошкольного образования
при реализации дополнительных образовательных программ,
до 7 лет
деятельности кружков (студий), спортивных секций
Перерыв между последним занятием и началом дополнительных занятий, не менее
Норматив
3
8:00
17:00
19:30
20 мин
Продолжительность
занятия для детей
дошкольного возраста,
не более
от 1,5 до 3 лет
от 3 до 4 лет
от 4 до 5 лет
от 5 до 6 лет
от 6 до 7 лет
10 мин
15 мин
20 мин
25 мин
30 мин
Продолжительность
дневной суммарной
образовательной нагрузки
для детей дошкольного возраста, не
более
от 1,5 до 3 лет
от 3 до 4 лет
от 4 до 5 лет
от 5 до 6 лет
20 мин
30 мин
40 мин
50 мин или 75
мин
при организации
1 занятия после
дневного сна
90 мин
от 6 до 7 лет